[Рукопись]. Дневник-альбом И.Ф. Тюменева с рисунками. 1879—1898. — [388 л.]; 34,8х22 см.
В двух индивидуальных составных переплетах эпохи. Утрата нескольких листов с рисунками. Очень хорошая сохранность.
Дневник-альбом художника, писателя-либреттиста и композитора Ильи Федоровича Тюменева (1855—1927), состоит из двух частей. В первой — дневниковые записи за 1879—1881 гг., а также детские воспоминания, описывающие 1860―1862 гг. Во второй части — различные записи конспектов, которые вел Тюменев во время своей учебы в Академии художеств (1880—1888), многочисленные рисунки карандашом, тушью и акварелью самого Тюменева, а также рисунки художника Федора Федоровича Светлова, который учился в Академии вместе с ним. «24 октября 1855 года в 8 часов по полуночи, / я ровно на единицу увеличил собою число обитате- / лей вселенной. По росказням моей старой няни, / Федоры, теперь уже давно покойницы, Папаша, / возвратясь от ранней обедни, у которой он / был по случаю праздника Всех скорбя- / щих Радости, и узнав, что ему Бог дал / сына, еще не видя меня, в передней же и / сказал: "Уж пусть будет Илья". — Имя / это дано мне в честь покойного де- / да». «7 ноября [1879 г.] / Черников в субботу оставил у меня кни- / жку "Вестник Европы" (Сент. 1879) со статьей / Золя о применении опытной медицины / к роману. Все построено на введении / Клода Бернара к опытной медицине. / Конечно Золя не прямо и буквально / понимает эти применения и в са- / мом широком смысле. Тут и / физиология и психология, и личность и / среда. Подобно тому, как медик / обогощает медицину, узнавая как / зарождается, в чем состоит и как лечится какая-нибудь болезнь, так / и мы романисты, говорим, должно / следуя по пятам за людьми / исследуя их страсти, пороки и проч. / должны прежде определить как слу- / чаются эти нравственные болезни, изучить / их причины и из опытов вывести / лечение». (Речь идет о статье «Экспериментальный роман» французского писателя Эмиля Золя (1840—1902), опубликованной в петербургском журнале «Вестник Европы» в сентябре 1879 г.). «<...> 6 мая [1880 г.] / Сегодня все утро было занято покупками и прочими / хлопотами. Успел только прочесть статью Иванова / о Соловьевском "Вакуле". Будь Иванов хоть немного / добровосестнее, он обругал бы вещь; по крайней / мере из всей статьи сквозит, что он, кажется, / далеко не то думает, что пишет. Еще вернее быть / может то, что он совсем ничего не думает <...> Купил себе / "Всеобщую и русскую историю" Иловайского / и грамматику Поливанова. Буду исподволь под- / готовляться летом. <...>» (Речь идет об очерке композитора Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова (1859—1935) об опере «Кузнец Вакула» композитора Николая Феопемптовича Соловьева (1846—1916), которую он представил для конкурса на лучшую оперу на либретто Я.П. Полонского «Кузнец Вакула», по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»). На смерть Ф.М. Достоевского: «Мне кажется, умри Тургенев, Гончаров, Островский, ― никогда не было так жалко как именно Ф.М., который только что начал завладевать вниманием публики, только что крайне заинтересовал всех Карамазовыми, только было приготовился продолжать рассказ о судьбе Алеши, этого нового русского евангельского социалиста (каким он хотел его вывести), только было все мы приготовились слушать, как вдруг смерть расстроила все замыслы, все ожидания, все надежды. У нас в Академии собрали 110 р. на венок». Далее следует подбробное описание похоронной процессии с рядом зарисовок. На убийство императора Александра II: «16 февр[аля] ― 3 марта [1881 г.] / Не стало освободителя России! Не стало нашего / доброго, доброго Государя! Он убит в своей / собственной столице, убит шайкою прощелыг / шайкою всякого сброда недостой- / ного носить человеческого имени. Господи! / Да будет Воля Твоя! — то испытание, кото- / рое ты послал России, ― не легко; оно / впервые встречается в продолжение всей / ея тысячелетней жизни! <...>».